Коммунальная служба
Что тормозит «деньгосбережение»?
«Круглый стол»
В последнее время, «благодаря» росту размера платы за общедомовые нужды, в районе выросло число жалоб со стороны жителей многоквартирных домов. Люди не понимают, как считаются нормативы и не доверяют им. Но устанавливать счетчики и платить по фактическому потреблению по-прежнему решаются немногие. За последние два года в районе только 16 многоквартирных домов из 77 были оборудованы общедомовыми приборами учета тепла. Что дали счетчики? Какие проблемы мешают их широкому внедрению? Эти вопросы за «круглым столом» обсудили коммунальщики и потребители их услуг.
Леонид Стариков, начальник управления обеспечения жизнедеятельности населения:
-Чтобы конструктивно начать наш разговор, позвольте небольшое отступление. Ни для кого из присутствующих не секрет, что энергоресурсы, которые делают нашу жизнь комфортной ( тепло, газ и электричество), со временем дорожают. И оснований думать, что тенденция изменится, нет. Потому лично мне закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности представляется одним из самых актуальных среди изданных в последние несколько лет. Энергосбережение, это по сути, деньгосбережение, и если к этому подойти по-хозяйски, а не с кондачка, то эффект будет. Это доказано: те бюджетные организации, которые установили приборы учета тепла, уже получили до 30% экономии расходов.
Я предлагаю сегодня поговорить об их положительном опыте и проблемах мешающих его дальнейшему внедрению.
Людмила Тимошенко, начальник финансово-экономического отдела управления обеспечения жизнедеятельности населения:
- Жильцы нашего дома долго не думали над тем, нужен ли тепловой узел в доме. Благо, свои деньги умеют считать. Решение приняли большинством голосов. Специалисты составили смету, мы скинулись, заплатили, счетчик смонтировали. Учетчиком согласилась стать девушка из жильцов. Каждая квартира платит ей по 50 рублей за то, что она через свой компьютер следит за показаниями счетчика и регулирует подачу тепла, в зависимости от погоды и емпературы на улице. Например, на прошлой неделе было тепло, так экономия за день доходила до 1,4 Гкал, т.е. почти 3000 руб. Это в целом на дом. А вот индивидуальные достижения. Старшая по дому О. Равкина с октября 2012 по январь 2013 заплатила за тепло на 3,5 тыс. руб. меньше. Лично у меня экономия получилась 5300 рублей. И это не предел. Когда мы победим тех, кто сливает для бытовых нужд горячую воду из системы отопления, эта сумма будет еще больше. Но даже там, где на воровство теплоносителя никто не обращает внимания, счетчики дают экономию. Например, в доме № 6 по ул. Бойко-Павлова за октябрь-ноябрь 2012 года жильцы слили почти 800 кубометров кипятка, но у жильца дома В. Лалетина вышло 230 рублей экономии. В доме №7 по ул. Центральной «исчез» 81 кубометр кипятка, однако В. Шупилов за октябрь-ноябрь заплатил на 3316 рублей меньше.
Валентина Путятова, жительница п. Переяславка:
- Не отрицаю, счетчик это хорошо, хотя бы потому что с ним люди сами могут сами решать сколько, например, тепла им нужно. Но когда мы начали убеждать жильцов, то большинство собственников на собрании высказались против того, чтобы в доме был прибор учета тепла. Однако летом прошлого года наша теплоснабжающая организация его все же установила, а дверь в подвал ее работники заперли на ключ. Теперь к счетчику никто не может подойти. Ответственных нет, регулировать некому. Так можно сэкономить? Нет! Сколько денег мы теперь должны заплатить за установку? Нам не говорят!
Леонид Стариков:
- С вашим случаем я постараюсь разобраться. Вопрос здесь, как видно, в неконструктивности отношений, которые нередко складываются между коммунальщиками и жильцами. Одни не хотят выполнять решение правительства страны, другие, опасаясь наказания со стороны контролирующих органов, стремятся его выполнить во что бы то ни стало. В ходе этой борьбы упускается самое главное - счетчики нужны не для формальной галочки. Их задача - увести потребителей от нормативов к реальным цифрам. Когда люди видят,за что платят, они начинают понимать, что платят действительно много и есть возможность экономить. Но как вы правильно сказали, чтобы добиться успеха, нужно разбираться и контролировать расходы.
Галина Сысоева, жительница п. Переяславка:
- Да, действительно, все так. Я это, например, поняла, когда мне и многим моим соседям пришел огромный ОДН за электроэнергию - по 350 рублей! Откуда? Прошлась несколько раз по подъездам, , отметила, у кого какие показания, и поняла: у половины жильцов счетчики не работают, а фактическое потребление тем временем идет. И платят за него все остальные. Пригласила представителей «Энергосбыта», провели собрание. Владельцам сломанных счетчиковсказали, что за них платить никто не собирается. Люди поняли, счетчики заменили, лишние расходы других возместили. Это пример того, что, как вариант, можно заплатить и забыть, а можно найти причину и разобраться. Так же и с учетом тепла. Если плата получается большая, значит,в доме идет зазбор горячей технической воды. С этим актив нашего дома тоже борется по мере сил.
Валентина Путятова:
- У вас идеальные условия, жильцы подобрались грамотные и ответственные. Да и немного их, всего 30 квартир. А что делать в тех домах. где 60-100- квартир? Там провести собрание, чтобы хоть что-то обсудить и организовать, в десятки раз сложнее. Речь ведь об этом идет. Вы думаете, мы не пытаемся?..
Галина Сысоева:
- Идеальные - громко сказано! Мы тоже немало нервов потратили. Спорили, убеждали. Искали аргументы. Например, такой: подсчитали, что если организовать установку теплового счетчика самим, то будет дешевле. Если же монтировать будет управляющая или ресурсоснабжающая организация, то он обойдется нам в 242 тысячи - за счет налога на добавленную стоимость и банковских процентов. От кредита мы отказались, монтаж заказывали сами, поэтому потратили всего 180 тысяч. Это где-то по 6 тыс. на квартиру. За прошлый отопительный сезон, благодаря экономии, истраченное окупилось. В этом отопительном сезоне я по своей квартире сэкономила уже 8500 рублей.
Борис Таскин, житель п. Переяславка:
- Позвольте перейти он идеального к неидеальному. В вашем доме перед установкой прибора учета проводилась подготовка внутридомовой системы отопления?
Галина Сысоева:
- Конечно. Наша управляющая компания провела необходимую подготовку. На оплату этих работ по решению собрания собственников пошла часть денег, собранных за техобслуживание.
Борис Таскин:
- А вот в нашем его установили безо всякой подготовки. Мы просили заменить протекающие трубы в подвале, провести ревизию стояков. Ничего этого сделано не было! Теперь мы боимся, что если что-нибудь у нас рванет и придется сливать из системы отопления воду, то счетчик этот огромный объем воды зафиксирует как потерю, а нам придется ее оплачивать из своего кармана. Будет ли какая-то помощь, чтобы привести в порядок систему отопления? У нас же одни пенсионеры в доме, что мы можем сделать?
Вера Тимошко, куратор районной программы энергосбережения:
- Такого не может быть, чтобы вообще никакой подготовки не было! Без этого счетчик не установишь. То, о чем вы говорите (о текущих трубах), это, конечно, плохо, но ситуация тут не критическая. Просто у вас будет повышенный расход. Но тут сразу хочу добавить: несмотря на течи по вашему дому, счетчик все же дал небольшую экономию. Чтобы отремонтировать систему топления, нужна тесная работа с управляющей компанией. Нужно просчитать стоимость работ, заложить деньги в тариф на техническое обслуживание и утвердить этот тариф на общем собрании собственников дома. Других путей наше законодательство, к сожалению, не предусматривает. А что касается установки счетчика без согласия жильцов, так по закону оно и не требуется. На этот счет есть распоряжение правительства страны.
Валентина Хохлова, жительница п. Переяславка:
- А у нас дом всего лишь 12 -квартирный, потребление тепла в сутки у него маленькое, поэтому по закону счетчик может не ставиться. Я специально ездила к министру ЖКХ Литвинчуку, он это подтвердил. Тем не менее, наша теплоснабжающая организация его нам навязывает. На меня, как на несогласную, даже подали в суд. Я не против учета, но судите сами, дом маленький, счетчик дорогой, каждая квартира должна заплатить по 22 тыс. рублей. При этом экономия будет совсем незначительной, и окупятся затраты нескоро.
Леонид Стариков:
- В вашем случае ставить счетчик действительно не обязательно. Я думаю, суд встанет на вашу сторону. Чтобы в дальнейшем такие прецеденты не повторялись, управление составит список домов, где установка приборов учета неоправданна. Но, повторюсь, везде, где сегодня установлены приборы учета тепла, экономический эффект, где-то больше, где-то меньше, но есть. 26 бюджетных организаций за два года сэкономили 4,1 млн. рублей. В многоквартирных домах экономии тоже можно добиться.
Галина Сазонова, редактор газеты «Наше время»:
- Спасибо за обмен мнениями. Сегодняшнюю дискуссию можно резюмировать так: учет коммунальных ресурсов нужен, но наладить его и извлечь из этого выгоду пока получается только у самых инициативных. Основная масса жильцов пока активности не проявляет. Одних настораживает ветхость систем отопления, других - высокая стоимость счетчиков, третьих – проблемы, связанные с разобщенностью и неорганизованностью жильцов в доме. Но в любом случае энергосбережение - это политика правительства нашей страны, от этого никуда не денешься. Придется искать пути, как эти проблемы преодолеть. Возможно,законодатели внесут какие-то изменения, чтобы облегчить жизнь социально незащищенным жителям. Например, выделят им субсидии на установку счетчиков. В любом случае, процесс запущен, как он будет развиваться,покажет время.
Оставить сообщение: