icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Хабаровское время
23:16
Суббота, 25 Сентября
Рекламный баннер 990x90px top

Что тормозит «деньгосбережение»?

2013-03-13

Коммунальная служба

                        Что тормозит «деньгосбережение»?

 

            «Круглый стол»

В последнее время, «благодаря» росту размера платы за общедомовые нужды, в районе выросло число жалоб со стороны жителей многоквартирных домов. Люди не по­нимают, как считаются нормативы и не доверяют им. Но устанавливать счетчики и платить по фактическому потреблению по-прежнему решаются немногие. За последние два года в районе только 16 многоквартирных домов из 77 были оборудованы общедомо­выми приборами учета тепла. Что дали счетчики? Какие проблемы мешают их широко­му внедрению? Эти вопросы за «круглым столом» обсудили коммунальщики и потребители их услуг.

 

Леонид Стариков, начальник управления обеспечения жизнедеятельности населения:

      -Чтобы конструктивно начать наш разговор, позвольте небольшое отступление. Ни для кого из присутствующих не секрет, что энергоресурсы, которые делают нашу жизнь ком­фортной ( тепло, газ и электричество),  со временем дорожают. И оснований думать, что тенденция изменится, нет. Потому лично мне закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности представляется одним из самых актуальных среди издан­ных в последние несколько лет. Энергосбережение, это по сути, деньгосбережение, и если к этому подойти по-хозяйски, а не с кондачка, то эффект будет. Это доказано: те бюджетные организации, которые установили приборы учета тепла, уже получили до 30% экономии расходов.

 Я предлагаю сегодня поговорить об их положительном опыте и про­блемах мешающих его дальнейшему внедрению.

      Людмила Тимошенко, начальник финансово-экономического отдела управле­ния обеспечения жизнедеятельности населения:

      - Жильцы  нашего дома долго не дума­ли над тем, нужен ли тепловой узел в доме. Благо, свои деньги умеют считать. Решение приняли большинством голосов. Специалисты составили смету, мы скинулись, заплатили, счетчик смонтировали. Учетчиком согласилась стать девушка из жильцов. Каждая квар­тира платит ей по 50 рублей за то, что она через свой компьютер следит за показаниями счетчика и регулирует подачу тепла, в зависимости от погоды и емпературы на улице.  Например, на прошлой неделе было тепло, так  экономия за день доходила до 1,4 Гкал, т.е. почти 3000 руб. Это в целом на дом. А вот индивидуальные достижения. Старшая по дому О. Равкина с октября 2012 по январь 2013 заплатила за тепло на 3,5 тыс. руб. меньше. Лично у меня экономия получилась 5300 рублей. И это не предел. Когда мы победим тех, кто сливает для бытовых нужд горячую воду из системы отопления, эта сум­ма будет еще больше. Но даже там, где на воровство теплоносителя никто не обращает внимания, счетчики дают экономию. Например,  в доме № 6 по ул. Бойко-Павлова за ок­тябрь-ноябрь 2012 года жильцы слили почти 800 кубометров кипятка, но у жильца дома В. Лалетина вышло 230 рублей экономии. В доме №7 по ул. Центральной «исчез» 81 ку­бометр кипятка, однако В. Шупилов за октябрь-ноябрь заплатил на 3316 рублей меньше.

Валентина Путятова, жительница п. Переяславка:

      - Не отрицаю, счетчик это хо­рошо, хотя бы потому что с ним люди сами могут сами решать сколько, например, тепла им нужно. Но когда мы начали убеждать жильцов, то большинство собственников на со­брании высказались против того, чтобы в доме был прибор учета тепла. Однако летом про­шлого года наша теплоснабжающая организация его все же установила, а дверь в подвал ее работники заперли на ключ. Теперь к счетчику никто не может подойти. Ответствен­ных нет, регулировать некому. Так можно сэкономить? Нет! Сколько денег мы теперь должны заплатить за установку? Нам не говорят!

Леонид Стариков:

            - С вашим случаем я постараюсь разобраться. Вопрос здесь, как видно, в неконструктивности отношений, которые нередко складываются между комму­нальщиками и жильцами. Одни не хотят выполнять решение правительства страны, другие, опасаясь наказания со стороны контролирующих органов, стремятся его выполнить во что бы то ни стало. В ходе этой борьбы упускается самое главное - счетчики нужны не для формальной галочки. Их задача - увести потребителей от нормативов к реальным цифрам. Когда люди видят,за что платят, они начинают понимать, что платят действи­тельно много и есть возможность экономить. Но как вы правильно сказали, чтобы добиться успеха, нужно разбираться и контролировать расходы.

Галина Сысоева, жительница п. Переяславка:

      - Да, действительно, все так.  Я это, напри­мер, поняла, когда мне и многим моим соседям пришел огромный ОДН за электроэнергию - по 350 рублей! Откуда? Прошлась несколько раз по подъездам, , отметила, у кого какие показания, и поняла: у половины жильцов счетчики не работают, а фактическое потреб­ление тем временем идет.  И платят за него все остальные. Пригласила представителей «Энергосбыта», провели собрание. Владельцам сломанных счетчиковсказали,  что за них платить никто не собира­ется. Люди поняли, счетчики заменили, лишние расходы других возместили. Это пример того, что, как вариант,  можно заплатить и забыть, а можно найти причину и разобраться. Так же и с учетом тепла. Если плата получается большая, значит,в доме идет зазбор горячей техни­ческой воды. С этим актив нашего дома тоже борется по мере сил.

Валентина Путятова:

      -  У вас идеальные условия, жильцы подобрались грамотные и ответственные. Да и немного их, всего 30 квартир. А что делать в тех домах. где 60-100- квартир? Там провести собрание, чтобы хоть что-то обсудить и организовать, в десятки раз сложнее. Речь ведь об этом идет. Вы думаете, мы не пытаемся?..

Галина Сысоева:

      - Идеальные - громко сказано! Мы тоже немало нервов потратили. Спорили, убеждали. Искали аргументы. Например, такой:  подсчитали, что если организовать уста­новку теплового счетчика самим, то  будет дешевле. Если  же монтировать будет управ­ляющая или ресурсоснабжающая организация, то он обойдется нам в 242 тысячи - за счет нало­га на добавленную стоимость и банковских процентов. От кредита мы отказались, монтаж заказывали сами, поэтому потратили всего 180 тысяч. Это где-то по 6 тыс. на квартиру. За прошлый отопительный сезон, благодаря экономии, истраченное окупилось. В этом отопи­тельном сезоне я по своей квартире сэкономила  уже 8500 рублей.

Борис Таскин, житель п. Переяславка:

      - Позвольте перейти он идеального к не­идеальному. В вашем доме перед установкой прибора учета проводилась подготовка внутридомовой системы отопления?

Галина Сысоева:

      - Конечно. Наша управляющая компания провела необходимую подготовку. На оплату этих работ по решению собрания собственников пошла часть денег, собранных за техобслуживание.

Борис Таскин:

      - А вот в нашем его установили безо всякой подготовки. Мы просили заменить протекающие трубы в подвале, провести ревизию стояков. Ничего этого сделано не было! Теперь мы боимся, что если что-нибудь у нас рванет и придется сливать из си­стемы отопления воду, то счетчик этот огромный объем воды зафиксирует как потерю, а нам придется ее оплачивать из своего кармана. Будет ли какая-то помощь, чтобы привести в порядок систему отопления? У нас же одни пенсионеры в доме, что мы можем сделать?

Вера Тимошко, куратор районной программы энергосбережения:

      -  Такого не может быть, чтобы вообще никакой подготовки не было! Без этого счетчик не устано­вишь. То, о чем вы говорите (о текущих трубах), это, конечно, плохо, но ситуация тут не критическая. Про­сто у вас будет повышенный расход. Но тут сразу хочу добавить: несмотря на течи по вашему дому, счетчик все же дал небольшую экономию. Чтобы отремонтировать систему топления, нужна тесная работа с управляющей компанией. Нужно просчитать стоимость работ, заложить деньги в тариф на техническое обслуживание и утвердить этот тариф на общем собрании собственников дома. Других путей наше законодательство, к сожале­нию, не предусматривает. А что касается установки счетчика без согласия жильцов, так по закону оно и не требуется. На этот счет есть распоряжение правительства страны.

Валентина Хохлова, жительница п. Переяславка:

      - А у нас дом всего лишь  12 -квартирный, потребление тепла в сутки у него маленькое, поэтому по закону счетчик может не ставиться. Я специально ездила к министру ЖКХ Литвинчуку, он это подтвердил. Тем не менее, наша теплоснабжающая организация его нам навязывает. На меня, как на несогласную, даже подали в суд. Я не против учета, но судите сами, дом маленький, счетчик дорогой, каждая квар­тира должна заплатить по 22 тыс. рублей. При этом экономия будет совсем незначительной, и окупятся затраты нескоро.

Леонид Стариков:

- В вашем случае ставить счетчик действительно не обязательно. Я думаю, суд встанет на вашу сторону. Чтобы в дальнейшем такие прецеденты не повто­рялись, управление составит список домов, где установка приборов учета неоправданна. Но, повторюсь, везде, где сегодня установлены приборы учета тепла, экономический эф­фект, где-то больше, где-то меньше, но есть. 26 бюджетных организаций за два года сэко­номили 4,1 млн. рублей. В многоквартирных домах экономии тоже можно добиться.

Галина Сазонова, редактор газеты «Наше время»:

      - Спасибо за обмен мнениями. Сегодняшнюю дискуссию можно резюмировать так: учет коммунальных ресурсов нужен, но наладить его и извлечь из этого выгоду пока получается только у самых инициативных. Основная масса жильцов пока активности не проявляет. Одних настораживает ветхость систем отопления, других - высокая стоимость счетчиков, третьих – проблемы, связанные с разобщенностью и неорганизованностью жильцов в доме. Но в любом случае энергосбе­режение - это политика правительства нашей страны, от этого никуда не денешься. При­дется искать пути, как эти проблемы преодолеть. Возможно,законодатели внесут какие-то изменения, чтобы облегчить жизнь социально незащищенным жителям. Например, выде­лят им субсидии на установку счетчиков. В любом случае, процесс запущен, как он будет развиваться,покажет время.

2760

Оставить сообщение: